В объединениях по интересам Брестского областного центра инновационного и технического творчества прошла серия мастер-классов, направленных на популяризацию и сохранение народных художественных ремесел. Эти мероприятия привлекли внимание не только опытных педагогов, но и детей, желающих прикоснуться к богатому наследию традиционных искусств. На занятиях учащиеся имели возможность освоить различные техники.
В творческом объединении «Акварелька-kids» прошел мастер - класс на тему «Оговская роспись сундуков». Роспись сундуков – один из видов декоративно-прикладного искусства, который развивался в 1920-1960-е гг. в деревнях: Огово, Опаль Ивановского р-на; Здишево, Жорновка, Спорово Березовского р-на; Кремно Дрогичинского р-на. Декоративно украшались и расписывались мебель, ковры, рамки для фотографий, сундуки и т. д. Именно оговские сундуки стали своеобразным явлением в народном искусстве Беларуси, в частности в декоративной росписи. Каждый мастер творил по собственному ощущению эстетики, красоты и делал эту работу с душой, открытостью и любовью.
На мастер-классе объединении по интересам «Калейдоскоп идей» изучили тонкости традиции изготовления слуцких поясов. Пояс в культуре белорусов являлся необходим компонентом костюма, выполняя различные символические и обрядовые функции. Завязанный вокруг тела человека пояс являл собой круг, который, по поверью, преграждал путь нечистой силе и являлся оберегом от сглаза и ворожбы. Знаменитые слуцкие пояса появились на Беларуси более 300 лет назад. В их плетении использовали золотые и серебряные нити (400-800 грамм), так что стоили такие пояса очень дорого и были предметами роскоши и достатка.
На мастер-классе учащиеся младшей группы «Калейдоскоп идей» превратились в мастеров-ткачей. Им было предложено придумать и украсить свой Слуцкий пояс. В начале занятий дети рассмотрели фотоматериал, нашли закономерности в выполнении работ (например, что все пояса делятся на три части, две «головы» с растительным мотивом и «середник», украшенный полосами, часто с орнаментом. Отметили и бахрому, украшавшую концы поясов). В конце мастер-класса устроили презентацию работ и прослушали отрывок из песни «Слуцкiя ткачыхi» на стихи белорусского поэта Максима Богдановича.
Педагог дополнительного образования Якушенкова И.Ю. провела мастер-класс «Традиции белорусского народного ткачества в современном дизайне. Дизайн открытки» в объединении по интересам «Арт-гостиная» Брестского областного центра инновационного и технического творчества, функционирующего на базе Барановичского государственного колледжа технологии и дизайна. Издревле в народном ткачестве применялось самое прочное полотняное переплетение нитей. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке. При применении цветных уточных ниток появляется возможность создания различных узоров. Что и применялось в белорусском народном ткачестве. Полотняное переплетение легко имитировать из бумаги, применяя традиционные приёмы ткачества. И народные узоры-обереги легко выплетаются на бумажной основе. Такой фрагмент белорусского народного полотняного узорчатого ткачества из бумаги и был выполнен на мастер-классе. В дальнейшей разработке дизайна открытки он стал её украшением, ярким, оригинальным элементом. Участники мастер-класса ответственно подошли к выбору цветовой гаммы плетёного фрагмента и с удовольствием выполнили узоры в технике полотняного плетения.
В объединении по интересам «Красота православного мира» педагог дополнительного образования Жилевич О.А. провела мастер-класс по теме «Вытинанка». Вытинанка – это искусство вырезания кружевных узоров из бумаги, которое приобрело широкое распространение на территории Беларуси в конце XIX – начале XX в. как способ отделки интерьера традиционного жилища и было восстановлено как вид декоративно-прикладного искусства в конце XX в. На занятии учащиеся ознакомились с презентацией о истории и видах вытинанок, применении бумажных кружев в быту. Для визуализации материала учащиеся рассмотрели образцы различных бумажных узоров. В конце занятия каждый учащийся оставил себе на память собственноручно изготовленные вытинанки.
Все участники этих мастер-классов получили возможность создать собственные изделия, которые стали символом их творческого пути. Каждое занятие проходило в атмосфере творчества и дружелюбия, что способствовало активному обмену идеями и вдохновению среди участников. В процессе работы над своими изделиями, дети не только овладевали ремеслом, но и развивали творческое мышление, учились работать в команде и уважать труд других. Педагоги акцентировали внимание на значимости коллективного процесса, формируя в ребятах чувство единства и взаимовыручки.
Эти мастер-классы стали важным шагом на пути к восстановлению интереса к культурной самобытности региона. Они подтолкнули ребят к поиску новых форм самовыражения, вдохновляя на создание уникальных произведений искусства, которые будут не только носителями традиций, но и современными объектами.